Выступление Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Сайдулло Хайруллоева на Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности (г. Киев)

13 July 2009

Уважаемый Председатель!

Уважаемые участники международной конференции!

Дамы и господа!

Прежде всего, хочу поблагодарить за приглашение участвовать в этой конференции.

Парламент Республики Таджикистан рассматривает европейскую безопасность как многоплановую и чрезвычайно сложную проблему, имеющую отношение не только к Европе, но и актуальную для Азии и других континентов. Ведь общепризнанно, что терроризм, наркоагрессия, организованная преступность, торговля людьми, экстремизм, другие угрозы и вызовы современного глобального мира не имеют границ и национальностей. Они одинаково угрожают безопасности государств, независимо от их континентального расположения и политического устройства.

Парламент Республики Таджикистан всегда занимал и занимает твердую позицию неприятия терроризма, наркоагрессии, других угроз и вызовов глобального мира. Мы в Содружестве в числе первых приняли законы о борьбе с терроризмом, о противодействии незаконному обороту наркотических средств, о противодействии в финансировании терроризма, о противодействии легализации отмывания доходов, полученных незаконным путем, о борьбе с коррупцией и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы безопасности.

На основе модельных законов, рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи СНГ, конференций и семинаров, проведенных под эгидой других международных парламентских объединений, в том числе и в Европейской ассамблее безопасности и обороны, Ассамблее Западноевропейского союза внесли соответствующие изменения и дополнения в законы о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, в уголовный, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный кодексы.

Однако деятельность парламента в этой сфере не ограничивается только законодательной работой, трансформацией модельных законов и рекомендацией национального законодательства Республики Таджикистан. В структуре парламента действует комитет по правопорядку, обороне и безопасности, который вносит основную часть документов по вопросам обороны и безопасности на рассмотрение парламента.

Таджикистан присоединился к антинаркотическим конвенциям ООН 1961, 1971 и 1988 годов. Вошел в мировую систему противодействия наркотикам. Активно участвует в реализации антинаркотических программ международного сообщества, в том числе в создании пояса безопасности вокруг Афганистана, в работе антинаркотической коалиции. В этих целях подписан ряд соглашений и протоколов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с соответствующими структурами Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, России, Украины, Узбекистана и других стран.

Однако надо признать, что обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков в республике остается сложной и напряженной. Главными внешними факторами продолжают оставаться, во-первых, нелегальный поток наркотиков с юга, то есть из соседнего Афганистана, где посевные площади под опиумным маком не сокращаются, а наоборот, расширяются, во-вторых, большой спрос на наркотики, в том числе на опиум-сырец и опиумный мак, на севере, где преступные группировки и организации активно участвуют в создании синдикатов, занимающихся поставкой наркотиков в Европу.

Современная концепция борьбы с наркоагрессией акцентирует основное внимание на правоохранительном, профилактическом, лечебно-реабилитационном аспектах в борьбе с наркопреступностью. Это очень важно, если учесть, что согласованное проведение мер по этим направлениям хотя и сопряжено с большими затратами, но приводит к снижению спроса на наркотические товары. Но, не отрицая роль этих рычагов в борьбе с наркопреступностью, хочу отметить, что в новых условиях они потеряли свою привлекательность. В связи с этим следовало бы пересмотреть цели и инструменты антинаркотической политики и разработать новые построения. Речь идет о резком сокращении производства наркотиков и наркосодержащего сырья в районах традиционного выращивания опиумного мака, прежде всего в Афганистане.

Мировое сообщество располагает накопленным опытом решения подобных проблем. В недавнем прошлом в ряде стран Юго-Восточной Азии производилось наркосырья больше, чем в Афганистане. Благодаря международному сообществу посевы наркосодержащих культур исчезли, и хозяйства, поменяв специализацию, стали выращивать продовольственные культуры. Афганское руководство уже вышло с предложением о перепрофилировании хозяйств, занимающихся выращиванием наркосодержащих культур. А Национальный совет этой страны своим решением вообще запретил выращивание мака, даже в медицинских целях, хотя там немало сил, требующих, наоборот, узаконить выращивание мака в некоторых областях страны.

Поэтому согласованные действия стран Содружества, международных парламентских объединений по противодействию наркоопасности, кроме мер правоохранительного, медицинского и профилактического характера, должны включать меры, направленные на снижение предложения наркотиков и наркосодержащего сырья на рынок СНГ. На это обращает внимание Управление ООН по наркотикам и преступности.

На наш взгляд, спрос и предложение неразрывно связаны друг с другом, образуют единое целое, в связи с чем важно разработать комплексную стратегию, направленную на снижение не только спроса, но и предложения наркотиков и сырья. Только в этом случае можно рассчитывать на существенный прогресс в борьбе со злоупотреблением наркотиками.

В заключение, уважаемые коллеги, хотелось бы выразить уверенность, что данная конференция внесет весомый вклад в дело укрепления международного содружества в борьбе с явлениями, представляющими угрозу не только европейской безопасности, но и благополучию всех людей других стран нашей планеты.

Благодарю за внимание.