Выступление Председателя Совета МПА СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Миронова на международной парламентской конференции «Глобализация миграционных процессов: проблемы законодательного регулирования»

04 April 2008

Выступление Председателя Совета МПА СНГ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Миронова на международной парламентской конференции «Глобализация миграционных процессов: проблемы законодательного регулирования»

Уважаемый господин де Пуч, уважаемые коллеги, дамы и господа!

Тема нашей конференции затрагивает одну из самых сложных проблем мирового развития – миграционные процессы. Ещё Михаил Васильевич Ломоносов отмечал, что их «силою совершенно запереть невозможно».

Интенсивный рост миграционных потоков – проблема сложная и неоднозначная. В последние десятилетия миграция стала важным фактором глобальных изменений. С другой стороны, сама глобализация в значительной степени стимулирует процессы миграции. Их последствия проявляются в разных сферах: политической, социальной, экономической, культурной и психологической. В ряде случаев они носят негативный характер, становятся источником серьёзных проблем, противоречий и конфликтов.

Считаю, что сегодня необходимы новые подходы к формированию миграционной политики не только на национальном, но и на международном уровне. Всё более важным становится обеспечение баланса интересов всех сторон, которые затронуты миграционными процессами.

Проблемы миграции особенно актуальны и для нашей страны. В последние годы, по данным ООН, Россия занимает второе место в мире по числу прибывающих мигрантов.

Убеждён, что вопросы миграции, миграционная политика должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации. В то же время государство должно заботиться о том, чтобы создать необходимые условия для увеличения численности коренного населения.

В целом же миграцию, включая её законодательное регулирование, следует отнести к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учёта всей суммы факторов, влияющих на ситуацию. Именно на это и должна быть ориентирована современная миграционная стратегия России.

Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, «в миграционной сфере, как в фокусе сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающейся на принципы самореализации граждан».

Принятая в России в октябре прошлого года Концепция демографической политики на период до 2025 года определяет основные направления привлечения мигрантов. Я считаю, что для её успешной реализации необходимо:

– стимулировать миграционный приток русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров;

– обеспечить государственное регулирование процессов трудовой миграции в интересах нуждающихся регионов страны;

– принять специальные программы, обеспечивающие эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию;

– обеспечить реальное соблюдение прав мигрантов.

Хотел бы обратить ваше внимание на такой аспект: миграция, точнее её последствия,  – очень деликатная проблема. Она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов, поскольку затрагивает национально-религиозное и социальное равновесие в обществе.

Подчас и в России мы сталкиваемся с проявлениями ксенофобии, нетерпимости и даже преступными посягательствами на жизнь мигрантов. Государство намерено твёрдо и бескомпромиссно бороться с этим злом.

Вместе с тем нельзя не признать, что когда коренное население сталкивается с конкуренцией более дешёвой рабочей силы на рынке труда, в обществе возникает почва для мигрантофобии. Такие настроения усиливает и нелегальная миграция. Должен сказать, что эта проблема стоит перед многими странами.

В создавшихся условиях необходимо обеспечить постоянный мониторинг и действенные меры контроля, в том числе парламентского, за проводимыми в рамках миграционной политики мероприятиями. Следует установить строгий порядок привлечения иностранных рабочих к трудовой деятельности, жестко пресекать незаконную миграцию, реально угрожающую общественной безопасности.

Думаю, что при решении этих проблем следует учитывать и негативный опыт целого ряда стран. Там мигранты, помещенные в своеобразные гетто на окраинах городов, варятся в «собственном соку», живут по своим законам, часто питают криминальную среду. В результате – вспышки массовых беспорядков и насилия, которые наблюдал весь мир.

России такие анклавы не нужны. Нам нужна эффективная система адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе.

Иными словами, мигрантов ни в коем случае нельзя считать людьми второго сорта. В то же время приезжающие в другую страну люди должны соблюдать законы этой страны, а не диктовать свои условия властям и обществу.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов о том, что делается на данном направлении в рамках Содружества Независимых Государств.

Как вы знаете, 2007 год был объявлен в СНГ Годом миграции. Это не случайно. Проблема миграции непосредственно затрагивает интересы миллионов граждан наших стран. Без законодательного регулирования миграционных процессов невозможно дальнейшее развитие цивилизованного рынка труда в странах Содружества.

Состоявшийся в октябре прошлого года в Душанбе саммит глав государств СНГ заложил основы эффективного сотрудничества в области борьбы с незаконной миграцией. Один из главных итогов встречи – принятие Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ. Этот документ отражает политическую волю наших стран по защите социально-экономических и гражданско-политических прав мигрантов на территории Содружества.

Ключевую роль в реализации этих решений призван сыграть Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, идея создания которого, кстати, принадлежит нашей Межпарламентской Ассамблее. Мы рассчитываем, что этот орган будет хорошим партнером Межпарламентской Ассамблеи в вопросах развития общего рынка труда. В частности, он должен рассмотреть проект Конвенции о правовом статусе трудящихся мигрантов государств – участников Содружества, которая должна закрепить их основные права.

Хочу отметить, что вопросы миграции всегда находились под пристальным вниманием Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

На всех этапах развития Содружества Независимых Государств принимались модельные законы, регулирующие самые сложные вопросы в этой сфере. Не могу не отметить принятие в 1994 году Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств.

Проанализировав особенности миграционных процессов, Межпарламентская Ассамблея обратилась к парламентам с предложением рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции ООН «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей» и соответствующих конвенций Международной организации труда, регулирующих права трудящихся мигрантов.

В ноябре 2007 на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ были приняты Рекомендации «О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ».

Сейчас Межпарламентская Ассамблея работает над новой редакцией модельного закона «О миграции трудовых ресурсов в государствах – участниках СНГ», Рекомендациями по гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы с незаконной миграцией. В перспективе также разработка Концепции общего миграционного пространства государств – участников СНГ.

Уважаемые коллеги!

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Поэтому единственно правильный ответ на миграционные вызовы эпохи глобализации – развитие широкого международного сотрудничества. И здесь трудно переоценить огромный потенциал межпарламентского взаимодействия, прежде всего в сфере законодательного регулирования.

Наглядным подтверждением этого является плодотворное сотрудничество Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств и Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Убежден, что накопленный нашими организациями ценный опыт в области нормативного обеспечения миграционных процессов будет востребован в практической деятельности.

В заключение хотел бы выразить уверенность в том, что сегодняшняя конференция станет заметной вехой на пути гармонизации миграционного законодательства наших государств, внесет конкретный вклад в достижение общего понимания стратегии миграционной политики на основе уважения принципов демократии, социальной справедливости, прав и свобод человека.

Желаю всем участникам конференции успешной и плодотворной работы.

Благодарю вас за внимание.