Interview by Alexey Sergeev about the renovations in the Tavricheskiy Palace

13 February 2013

Interview by Alexey Sergeev about the renovations in the Tavricheskiy Palace

He spoke about the process of the renovation, its results, the work ahead, and preserving the genuine architecture and design of the Palace. He also mentioned complex technical issues to be solved by engineers to tailor modern construction technologies to the historic exterior and interior of the Palace.

(full version read in Russian)

Стена как символ

О том, зачем понадобилась реконструкция и как будет выглядеть зал, который по праву является реликвией всероссийского значения, непосредственно на месте выяснял корреспондент "Санкт-Петербургских ведомостей", получивший любезное приглашение от Алексея Ивановича Сергеева – Генерального секретаря Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, расположенной во дворце. Из его кабинета мы идем по дворцу по скромному «коридору кухарок».

– Когда-то хозяева дворца ходили через анфиладу залов, а здесь сновал обслуживающий персонал – истопники, лакеи, кухарки. Отсюда и название. А теперь тут все сотрудники МПА ходят, – рассказывает Алексей Сергеев.

Через величественный Купольный зал (именно над ним развевается флаг СНГ) попадаем в не менее торжественный Екатерининский. В обоих помещениях часто проходят музыкальные концерты, здесь выступают ведущие солисты Мариинского театра.

– Мы стараемся, чтобы дворец был доступным для петербуржцев, – подчеркивает Алексей Иванович.

От Думского зала Екатерининский отделен стеной. Она уже сама по себе – реликвия истории, ведь появилась как раз тогда, когда дворец стали приспосабливать для Госдумы. Стена закрыла прежнюю перспективу, открывавшуюся от входа во дворец на зимний сад – именно вместо него и устроили Думский зал. Современники даже с иронией называли эту новодельную перегородку символом перехода России от императорской к парламентской...

За образец зала заседаний, устроенного в виде амфитеатра, взяли французскую палату представителей.

– Строителям приходилось спешить, результатом были случившиеся потом чрезвычайные происшествия, – рассказал Алексей Сергеев. – В историю вошло обрушение потолка в Думском зале мартовским утром 1907 года. В тот день сюда должен был приехать Столыпин для отчета перед депутатами. По одной из версий, обвал потолка спровоцировало то, что накануне сотрудники службы охраны обследовали на предмет всяческих угроз не только зал, но и чердак. Перекрытия просто не выдержали такого топтания.

Вообще за то время, пока здесь заседали четыре созыва Госдумы, Думский зал несколько раз трансформировался. Строители успевали вести работы между созывами Думы. После обвала потолка появился световой фонарь, потом – стеклянный купол. До этого депутаты жаловались, что в зале темно и у них портится зрение. Следующие созывы Думы требовали расширения мест – появились места на балконах.

Дворец вынужденно менялся: в думские времена к нему пристроили министерский павильон, соединенный с дворцом стеклянной галереей, сохранившейся с тех пор практически в первозданном виде. В павильоне была «штаб-квартира» министров, приезжавших в Думу для отчета перед депутатами. Теперь там кабинет председателя Совета МПА и небольшой зал для переговоров.

Полигон экспериментов

В советское время зал постоянно использовался, в Таврическом дворце ведь долгое время находилась Высшая партийная школа. Потребовалось увеличить количество мест в зале почти в два раза – с 560 до 940. До появления в 1967 году БКЗ «Октябрьский» это был самый крупный зал в городе.

– Зачем сегодня потребовалась реконструкция? – задаю вопрос Алексею Сергееву.

– Зал достиг уже той степени ветхости, когда использовать его стало не очень удобно. В ветхость пришли мебель, стены, штукатурка, лепнина, световой фонарь. Не соответствовало современным требованиям и звукотехническое оборудование. Оно ведь у нас достаточно многослойное: часть оставалась еще с советского времени, что-то поставили в 2005 году, когда готовились к столетию Госдумы. С одной стороны, речь идет о реставрации зала, с другой – о его модернизации: полностью меняются аудио- и видеосистемы. Будет улучшена и акустика.

После реконструкции зал будет ближе к своему историческому первоначальному виду. В нем будет 682 места. На балконах количество мест останется неизменным – 360.

– Когда готовился проект реставрации, были обнаружены архивные документы, свидетельствующие о том, что при приспособлении этого зала для Думы применялись самые прогрессивные материалы того времени, в первую очередь железобетон, – присоединился к разговору начальник сектора капитального ремонта и реставрации Таврического дворца Алексей Ермолинский. – Интересная находка была сделана и после начала нынешних работ: оказалось, что дубовые паркетные полы в зале были уложены на горячую асфальтную мастику – это тоже был эксперимент начала ХХ века. В таком виде пол просуществовал сто лет, но теперь пришел уже в полную негодность. Старый паркет просто рассыпался в руках, когда его снимали. Несколько деталей оставили для музея. Сейчас мы настилаем полы заново, используя более классическую прадедовскую технологию.

Когда строители сняли всю мебель, то сразу стала видна система вентиляции зала, сделанная еще в 1906 году. Отверстия под ступеньками ярусов обеспечивают приход воздуха по подземным каналам из специальных воздухозаборников Таврического сада. Эта система прекрасно работает и будет использоваться и дальше.

История продолжается

– Вся мебель работы фабрики Мельцера, оставшаяся еще со времен дореволюционной Госдумы, будет отреставрирована, – заверил Алексей Ермолинский. – Правда, подлинной мебели в зале осталось меньше половины. Остальную воссоздают по образцам. Объем очень большой – над этим работают мастера сразу трех специализированных предприятий Петербурга. Вместо старого паркета изготавливается новый – специально под этот зал.

Единственное из старинной мебели, что не стали снимать со своих мест, – это президиум. С этой трибуны выступали и многие руководители нашей страны, и крупнейшие ученые, в том числе Лев Гумилев.

– Мы хотим сделать книгу под условным названием «На трибуне Таврического дворца», составить список тех, кто в разное время выступал здесь, – поделился задумкой Алексей Сергеев.

Пока еще остается открытым вопрос, каким будет цвет стен Думского зала. Он ведь неоднократно менялся. Самый привычный нам – красный. Но под штукатуркой реставраторы нашли еще три-четыре ранних слоя краски. Оказывается, до революции зал был выкрашен в желтоватые, бежевые тона. Возможно, весной этот цвет и вернется. Конкретный оттенок определит комиссия из сотрудников КГИОП и реставраторов.

– Естественно, пройдены все экспертизы и согласования, – успокаивает Алексей Ермолинский. – Технические новшества производятся нами очень аккуратно, я бы даже сказал – нежно. Мы не затрагиваем исторических конструкций и материалов. Никаких лишних элементов не будет.

На проведение столь объемных работ строители и реставраторы просили более полутора лет, однако календарь функционирования штаб-квартиры МПА не может предусмотреть такой длительный перерыв. Поэтому первый этап работ завершат к концу апреля, чтобы 21 – 22 мая здесь традиционно, уже в шестой раз, провести Невский экологический конгресс.

– Мы представили правительству России разработанную и согласованную со специалистами шестилетнюю программу по проведению капитального ремонта и реставрации Таврического дворца, – говорит Алексей Сергеев. – Очень много за последние годы уже сделано. Отреставрированы фасады, ограда со стороны Шпалерной улицы. Сняты вопросы по кровле и протечкам. Однако остается очень много проблем с устаревшими инженерными системами.

– Наверное, – спрашиваю, – легче построить новое здание?

– Конечно, всегда новое здание строить проще. Но ведь есть глубокий смысл в том, что мы находимся именно здесь. Это преемственность. Ведь что такое Российская империя в начале ХХ века? Фактически это территория нынешнего СНГ. Сегодня к нам приезжают депутаты с тех же территорий, откуда приезжали сюда и депутаты тех, дореволюционных Государственных дум. В этом есть глубокий смысл: история продолжается.